Склероз

13 сентября 2013 • Здоровье • 940 Просмотров • Комментариев к записи Склероз нет

Не правда ли, знакомая ситуация: положили куда-то нужную вещь, а найти не можете. Потом говорите себе, щелкая по лбу: «Склероз!» Молодежь это слово произносит с кокетством, а в голос пожилого человека сквозит досадой.

Большинство людей, такого рода забывчивость считает симптомом возрастного ослабления памяти, но в данном случае это только отсутствие внимания. А т.к. память с интеллектуальной деятельностью тесно связаны, человек в преклонном возрасте иногда допускает пессимистическую переоценку своих способностей, которые и связывает с наступлением старости.

Что же происходит памятью на самом деле, когда нам «переваливает» за 40, за 50, и далее? Возрастное ухудшение памяти — закономерно? Связано ли оно с состоянием психического и физического здоровья? Можно ли пожилому человеку улучшить память и как? Попробуем ответить на эти вопросы, волнующие людей, достигнувших преклонного возраста.

Прежде нужно разобраться, что такое память. Существует несколько разных типов памяти, «живущих» бок о бок, друг другу не мешая. И каждая характеризуется специфическими механизмами. Они и «действуют» в разных временных режимах и связаны с разными областями мозга. Выделяют, по крайней мере, 3 подсистемы памяти: кратковременную, сенсорную и долговременную.

СЕНСОРНАЯ ПАМЯТЬ «держит» в нашем сознании достаточно полную и четкую картину мира, получаемую от органов чувств. Продолжительность ее хранения крайне коротка, примерно полсекунды. Цель сенсорной памяти не запоминать, а запечатлевать и фиксировать окружающий мир. Ее в свою очередь делят на эхоическую (слух), иконическую (зрение) и др., соответственно органам чувств. Именно благодаря ей мы распознаем запахи жасмина и нафталина, вкус перца и шоколада, паровозный гудок и шум моря.

КРАТКОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ еще называется рабочей, или оперативной. Именно она используется нами чаще всего. Но и ее возможности сильно ограничены (5-7 последовательных единиц информации: образы, слова или цифры). Еще она отсеивает излишний материал, а при помощи повторения нужный материал, включая и сведения, поступившие из сенсорной памяти, перемещает в долговременную. И извлекает его оттуда по мере необходимости она же. Например, когда нужно решить трудную задачу или вспомнить что-то важное.

ДОЛГОВРЕМЕННАЯ ПАМЯТЬ наиболее сложная и важная из всех. Ее емкость практически неограниченна. В ней хранятся наши знания и опыт, получаемые в течение всей жизни. Вообще человеческий мозг в состоянии вместить 10²º единиц информации. На понятном всем языке, это соответствует информации, содержится в 1 000 000 томов книг.

Однако запоминающая система хранит и записывает материал нашего опыта и знаний не в чистом виде, а его смысл. Другими словами, мы стремимся не запомнить, а понять. Каждое новое понятие у ребенка создается на пустом месте. Его знания копятся, главным образом, посредством механического запоминания.

А в более старшем возрасте неизвестное усваивается по аналогии с тем, что известно. Оттого гибкость восприятия получаемой информации снижается по мере формирования структуры памяти. В связи с этим, чем старше человек, тем труднее изменяется система его взглядов — легче отвергается новое, перечащее его опыту.

Стоп! Вот мы и добрались до сути волнующего вопроса. Одна из важнейших причин перестройки памяти пожилых людей связана с накапливанием знаний и как результат развитием в мышлении консерватизма. Парадоксально, но факт.

Исследования специалистов Института геронтологии показали, что долговременная память пожилых людей почти не меняется с возрастом, но ухудшается запоминание сложного и редко встречающегося материала.

Причем больше страдает память зрительно-пространственной информации, чем речевой. Способность к извлечению необходимой в данный момент информации ослабевает, т.е. ухудшается кратковременная память. Вот поэтому она нуждается в постоянной тренировке путем повторения и запоминания материала, и умением концентрирования внимания.

Снижение способности к обучению отмечаются лишь у людей старше семидесяти. Но психические функции, включая способность к обучению и память, у людей пожилых характеризуются очень индивидуально и зачастую не ухудшаются до глубокой старости. На протяжении всей нашей жизни мозг нужно постоянно тренировать. Для этого надо прослушивать музыкальные произведения, читать с последующим пересказом прочитанного, заучивать стихи. И благодаря таким тренировкам шансов найти пропавшие очки будет гораздо больше!

 

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

« »