Сказка: Лучший друг детей и взрослых

16 июля 2013 • Семья и Дети • 4004 Просмотров • Комментариев к записи Сказка: Лучший друг детей и взрослых нет

Сказкотерапия — это целая система приемов и методов, основанных на духовной природе человека. Это восприятие человеком собственного внутреннего мира с его чувствами, эмоциями и переживаниями. Именно сказка отражает те стороны человеческой жизни, которые спрятаны глубоко в подсознании и помогает создать реальную модель поведения.

Читайте своему ребенку русские народные сказки. Они учат малышей добру, справедливости и любви.

И для взрослых, в сказках есть свои преимущества:

  1. При помощи сказки формируется новый подход к трудной ситуации, моделируется более выигрышное отношение к ней и — в идеале — конструктивное поведение.
  2. Сказка является так же помощником при раскрытии вытесняемых моментов личной истории.
  3. При помощи сказок пополняется запас общечеловеческой важной информации.

В подростковом и зрелом возрасте особую роль играют познавательные, воспитательные и творческие аспекты сказкотерапии.

Итак, по порядку.

Познавательный аспект

В первую очередь это анализирование сказок. Психотерапевт специально подбирает сказку под сознание человека, или сам пишет модель сказки. При помощи анализа данной сказки, человек существенно меняет свой взгляд на привычную ситуацию.

Воспитательный аспект

Позволяет после анализа сказки развить в себе необходимые качества для реализации задуманных планов, а также изменить сложившуюся ситуацию. Таким образом, создав новые положительные модели поведения, человек полностью реализует себя в жизни.

Творческий аспект сказкотерапии

Сочинение сказок, рисование сказочных персонажей, изготовление различных кукол, драматизация сказок.

Все эти формы деятельности вырывают на волю творческую энергию воображения. Это именно те силы, под воздействием которых подросток и взрослый может конструктивно изменить свою жизнь.

«Психотерапия с помощью самописной сказки.»

Сказкотерапия выделяет два важных факта.

Первый — все люди любят и умеют сочинять сказки, так как это является частью человеческой натуры. Второй факт — уже самописание сказки есть мощное терапевтическое воздействие.

С помощью «клиентской сказки» можно достичь множество терапевтических целей, среди которых можно выделить три группы: психодиагностическая, психокоррекционная, прогностическая.

«Диагностическая сказка» — это сам факт выявления уже устоявшихся жизненных сценариев и стратегий поведения человека. Проводя анализ сказки, психотерапевт выявляет базовый сценарий или же поведенческие стереотипы, которые стали привычными способами реагирования.

«Терапевтическая сказка» — сказка, которая несет в себе позитивные изменения в состоянии и поведении взрослого или ребенка.

«Прогностическая сказка» — это сказка-диагностика возможного развития событий. Эти сказка сравнимы с матрешками, раскрывают суть и особенности возможного будущего.

Представляю несколько методов сказкотерапии:

  1. Рассказывание сказки
  2. Рисование сказки.
  3. Сочинение сказки.
  4. Изготовление кукол.

Все эти методы используются в работе психолога или психотерапевта с разными клиентскими группами. Можно работать со всей семьей, а также индивидуально с ребенком или взрослым.

Метод «Рассказывание сказки»

Любое рассказывание сказки уже терапевтично само по себе. Лучше сказку именно рассказывать, а не читать, — во-первых, потому что книжка, особенно с картинками, может отвлекать ребенка, во-вторых, потому что и сам терапевт будет вынужден отвлекаться на книгу. Рассказывая же, он сможет наблюдать за реакциями слушающего.

Терапевт и клиент могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю, либо отдельные элементы. Ребенок или взрослый может сочинять сказку самостоятельно, именно свою, отталкиваясь от личных событий и переживаний. А можно использовать придумывание сказки как продолжение уже существующей. Рассказывание ребенком или взрослым собственной сказки позволяет выявить спонтанные эмоциональные проявления и реакции, которые обычно не отмечаются в поведении, но в то же время действуют в нем.

Метод «Рисование сказки»

После рассказа, желательно будет закрепить результат рисованием,лепкой или аппликацией. Рисование или работа с пластилином, помогает ребенку или взрослому воплотить все, что его волнует, чувства и мысли, тем самым освобождает от тревоги или другого чувства, которое беспокоило.

Для этих работ можно использовать традиционные виды творчества: пластилиновые образы, рисунок цветными карандашами или красками. Создание образа сказки может быть не только индивидуальным, но и семенным. Используя несколько единичных образом можно создать, целую семейную картину взаимоотношений между родителями и детьми.

Метод «Изготовление кукол»

(лучше всего подходит для работы с подростками)

Процесс изготовления куклы – это уже как бы медитация. В процессе куклосоздания происходит изменение личности, задействуется мелкая моторика рук, развивается воображение, усиливается способность к концентрации. Процесс изготовления куклы включает механизмы проекции (переносит свои эмоций), идентификацию (отождествляет свои ситуации с ситуациями, в которые попадает герой) или замещение (изменение одних эмоций другими), что и позволяет добиться положительных результатов в решении проблемы.

Не помешает, так же, прибегнуть к помощи кукол, что позволит снять нервное напряжение, избавиться от комплексов, изменить сложившуюся ситуацию.

При помощи кукол решаются следующие задачи:

  1. Проводится психодиагностика.
  2. Достигается эмоциональная устойчивость и саморегуляция.
  3. Приобретаются важные социальные навыки, опыт социального взаимодействия.
  4. Развиваются коммуникативные навыки.

Источник: http://www.tyt-skazki.ru

 

Похожие Записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

« »